Учителям

Методическое сопровождение

 Структура модели методического сопровождения образовательного процесса 
 Методическая работа в гимназии осуществляется через научно-методическую службу, функции которой направлены на развитие и повышение профессионального и творческого потенциала педагогического коллектива, рост качества образования в гимназии. Создание условий для развития научного, творческого, методического, кадрового ресурсов гимназии осуществляется через решение следующих  задач:
1. Выстраивание стратегии развития гимназии через разработку стратегических, нормативно-правовых и научно-методических документов;
2. Создание условий для осуществления инновационной, экспериментальной работы с целью совершенствования образовательного процесса в гимназии;
3. Развитие творческого потенциала, педагогического мастерства учителей гимназии;
4. Повышение профессиональной квалификации педагогов через их участие в работе предметных кафедр, методических объединений, проблемных групп и др.;
5. Организация взаимодействия гимназии с вузами города, учреждениями дополнительного образования.
На протяжении последних лет шли поиски оптимальной структуры методической службы.
Сложившаяся в гимназии модель методического сопровождения образовательного процесса включает:
·                    педагогический совет;
·                    научно-методический совет;
·                    предметные кафедры (кафедра гуманитарных наук, кафедра начального образования, кафедра естественно-математических наук, кафедра воспитания) и методическое объединение учителей физической культуры, технологии и ОБЖ;
·                    проблемную группу «Деятельность учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»;
·                    переговорную площадку;
·                    лабораторию становления и развития ребенка;
·                    инициативные творческие группы;
·                    Центр общеобразовательного мониторинга;
·                    Школу молодого специалиста.
В деятельности научно-методической службы участвуют: библиотека как информационный центр и социально-психологическая службакак структуры, способствующие решению задач, стоящих перед научно-методической службой гимназии.
Организацию научно-методической работы в гимназии осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.
Научно-методический совет (НМС) – совещательный орган при директоре, обеспечивающий оперативное руководство инновационной и научно-методической работой. Содержание деятельности научно-методического совета определяется стратегическими и тактическими целями и задачами деятельности гимназии.
 Членами научно-методического совета являются директор гимназии, заместители директора по НМР, УВР, руководители кафедр и методического объединения. При методическом совете работает экспертный совет, который осуществляет первичную экспертизу научно-методических и учебно-дидактических материалов, разработанных педагогами.
Цель работы НМС: обеспечение роста уровня профессиональной компетентности учителей в едином социокультурном пространстве гимназии, подготовка педагогических кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, инновационных образовательных программ и педагогических технологий.
Основные задачи научно-методической работы в 2016-2017 учебном году:
1.       Оказание методической помощи учителям-предметникам   в процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
2.       Организация образовательного процесса по новым ФГОС.
3.       Продолжить  работу по реализации ФГОС ООО   в рамках эксперимента.
4.       Продолжить работу по реализацииширокомасштабного эксперимента по теме «Обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ», направление «Педагогическое диагностирование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
5.       Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах.
6.       Обогащение учебно-воспитательного процесса введением новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих формированию новых образовательных результатов.
7.       Диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического коллектива, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.
8.       Развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей. Обеспечение условий для непрерывного  совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной, инновационной работы гимназии.
9.       Создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности через различные формы методической учебы.
10.   Коррекция модели деятельности научно-методической службы, ориентированной на становление и реализацию профессиональной субъектной позиции учителя.
11. Совершенствование системы поощрения наиболее значимых педагогических  результатов.
В гимназии сформированы и работают  кафедра гуманитарных наук, кафедра начального образования, кафедра естественно-математических наук, кафедра воспитания и методическое объединение учителей физической культуры, технологии и ОБЖ.
 Цель: реализация подходов и стратегий, разрабатываемых научно-методическим советом гимназии.
Задачи:
1.    Совершенствование содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2.    Совершенствование форм научно-методической и экспериментальной работы учителей, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
3.    Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
4.    Организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной и методической работы.
5.    Повышение педагогической квалификации учителей.
 Содержание деятельности предметной кафедры:
·           Проведение мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса по предметным областям.
·           Внесение предложений по изменению содержания и структуры обязательных учебных курсов, их программно-методического обеспечения, по корректировке требований к минимальному объему и содержанию учебных курсов.
·           Рассмотрение и обсуждение существенных изменений, вносимых педагогами в учебные программы, обеспечивающие усвоение обучающимися учебного материала в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами.
·           Разработка и экспертиза концепции новых учебных курсов (как обязательных, так и дополнительных), соответствующих учебных программ, образовательных технологий и методов.
·           Осуществление руководства самообразовательной работой учителей.
·           Прогнозирование изменений потребностей в научно-методическом обеспечении учебной работы по своему профилю.
·           Создание и коррекция стратегических документов  в пределах своей компетенции.
·           Обсуждение на заседаниях кафедр вопросов, обеспечивающих повышение уровня обученности, воспитанности и развития обучающихся; выполнение федерального государственного стандарта образования; рабочих программ всеми членами кафедры, а также плана повышения их квалификации.
·           Руководство поисково-исследовательской деятельностью обучающихся.
·           Организация творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов, гимназических олимпиад, предметных недель Творчества.
·           Установление и развитие творческих контактов с аналогичными подразделениями школ, вузов в интересах совершенствования своей работы.
В начальной школе работает проблемная группа «Деятельность учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», основные задачи, решаемые проблемной группой:
·           разработка рабочих программ, учитывающих федеральный, региональный и гимназический компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся;
·           обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
·           обучение учителей методологии ведения опытно-поисковой и научно-исследовательской работы;
·           оказание помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;
·            обсуждения результатов научно-исследовательских и экспериментальных работ и рекомендаций к опубликованию отчетов об их проведении, участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику;
·           разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам, согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения, усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
·           разработка методической документации (конспектов уроков, занятий, рекомендаций, рефератов, докладов, картотек, измерителей знаний и др.);
·           изучение новых технологий обучения.
В основной и старшей школах работает переговорная площадка, которая организована с целью единого подходаучителей к формированию метапредметных результатов учащихся. Площадка проводится по запросу любой группы участников образовательного процесса на этапе внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Лаборатория становления и развития ребёнка занимается социально-психолого-педагогическими исследованиями процесса развития личности учащегося. Создается отдельно на каждой ступени образования. Объединяет работу учителей, классных руководителей, работающих на данной ступени, психолога, школьного врача, библиотекаря, заместителя директора по воспитательной работе, учащихся этой ступени и их родителей. Основная цель работы лаборатории становления и развития ребёнка — апробация и внедрение механизмов единодействия, эффективно влияющих на развитие социально-адаптированной личности.
Основной целью Школы молодого специалиста является планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, оказание методической помощи в профессиональной деятельности, социальная адаптация молодых специалистов, организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых педагогов.
 Инициативная творческая группа объединяет педагогов, участвующих в инновационной деятельности, интересующихся новыми подходами в организации учебно-воспитательного процесса. Основная деятельность инициативной творческой группы: изучение теоретических подходов к реализации инновационных процессов, разработка и апробация  идей в практике работы педагогов, отслеживание  промежуточных  результатов  деятельность по реализации инновационных процессов.
Целью создание Центра общеобразовательного мониторинга является прогноз и обеспечение повышения успеваемости, качества знаний и психологического климата в коллективе.
Основными направлениями деятельности Центра общеобразовательного мониторинга являются:
·            обеспечение педагогов и администрации качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
·            определение рациональности педагогических средств и методов, реализуемых в учебном процессе;
·           информирование участников учебного процесса о результатах успеваемости, качества знаний и психологического климата в коллективе;
·           осуществление поиска резервов повышения эффективности учебного процесса.
Таким образом, модель  МС   представляет собой систему подразделений, которые находятся во взаимодействии и подчинении методическому совету. Структурные подразделения работают в соответствии с планами, утвержденными директором, поэтому они находятся в тесном единстве. Решая вопросы, связанные с реализацией общей методической темы, проводят анализ своей деятельности, определяют наиболее благоприятные формы профессиональной переподготовки, разрабатывают систему оценки деятельности педагогического коллектива по реализации задач, стоящих перед методической службой.