Учителям

Методическое сопровождение

Структура модели методического сопровождения образовательного процесса 

Методическая работа в гимназии осуществляется через научно-методическую службу, функции которой направлены на развитие и повышение профессионального и творческого потенциала педагогического коллектива, рост качества образования в гимназии. Создание условий для развития научного, творческого, методического, кадрового ресурсов гимназии осуществляется через решение следующих  задач:

  1. Выстраивание стратегии развития гимназии через разработку стратегических, нормативно-правовых и научно-методических документов;
  2. Создание условий для осуществления инновационной работы с целью совершенствования образовательного процесса в гимназии;
  3. Развитие творческого потенциала, педагогического мастерства учителей гимназии;
  4. Повышение профессиональной квалификации педагогов через их участие в работе предметных кафедр, проблемных групп и др.;
  5. Организация взаимодействия гимназии с учреждениями дополнительного образования.

На протяжении последних лет шли поиски оптимальной структуры методической службы. Сложившаяся в гимназии модель методического сопровождения образовательного процесса включает:

  • педагогический совет;
  • научно-методический совет;
  • предметные кафедры (кафедра гуманитарных наук, кафедра начального образования, кафедра естественно-математических наук, кафедра воспитания, кафедра социальных наук);
  • лабораторию становления и развития ребенка;
  • инициативные творческие группы;
  • Школу молодого специалиста.

В деятельности научно-методической службы участвуют: библиотека как информационный центр и социально-психологическая служба как структуры, способствующие решению задач, стоящих перед научно-методической службой гимназии. Организацию научно-методической работы в гимназии осуществляет заместитель директора.

Научно-методический совет

Научно-методический совет (НМС) – совещательный орган при директоре, обеспечивающий оперативное руководство инновационной и научно-методической работой. Содержание деятельности научно-методического совета определяется стратегическими и тактическими целями и задачами деятельности гимназии.  
Членами научно-методического совета являются директор гимназии, заместители директора по УВР, руководители кафедр, руководитель социально-психологической службы.
При методическом совете работает экспертный совет, который осуществляет первичную экспертизу научно-методических и учебно-дидактических материалов, разработанных педагогами.
Цель работы НМС: обеспечение роста уровня профессиональной компетентности учителей в едином социокультурном пространстве гимназии, подготовка педагогических кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, инновационных образовательных программ и педагогических технологий.

Основные задачи научно-методической работы:

  1. Оказание методической помощи учителям-предметникам   в процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
  2. Организация образовательного процесса по новым ФГОС.  
  3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах.
  4. Обогащение учебно-воспитательного процесса введением новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих формированию новых образовательных результатов. 
  5. Диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического коллектива, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.
  6. Обеспечение условий для непрерывного  совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной, инновационной работы гимназии. 
  7. Создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности через различные формы методической учебы.
  8. Коррекция модели деятельности научно-методической службы, ориентированной на становление и реализацию профессиональной субъектной позиции учителя.
  9. Совершенствование системы поощрения наиболее значимых педагогических  результатов. В гимназии сформированы и работают  кафедра гуманитарных наук, кафедра начального образования, кафедра естественно-математических наук, кафедра воспитания и кафедра социальных наук. 

Цель:

  • реализация подходов и стратегий, разрабатываемых научно-методическим советом гимназии.

Задачи:

  1. Совершенствование содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
  2. Совершенствование форм научно-методической и экспериментальной работы учителей, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
  3. Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
  4. Повышение педагогической квалификации учителей.  

Содержание деятельности предметной кафедры:

  • Проведение мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса по предметным областям.
  • Внесение предложений по изменению содержания и структуры обязательных учебных курсов, их программно-методического обеспечения, по корректировке требований к минимальному объему и содержанию учебных курсов. 
  • Рассмотрение и обсуждение существенных изменений, вносимых педагогами в учебные программы, обеспечивающие усвоение обучающимися учебного материала в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами.
  • Осуществление руководства самообразовательной работой учителей.
  • Прогнозирование изменений потребностей в научно-методическом обеспечении учебной работы по своему профилю.
  • Создание и коррекция стратегических документов  в пределах своей компетенции.
  • Обсуждение на заседаниях кафедр вопросов, обеспечивающих повышение уровня обученности, воспитанности и развития обучающихся; выполнение федерального государственного стандарта образования; рабочих программ всеми членами кафедры, а также плана повышения их квалификации.
  • Руководство поисково-исследовательской деятельностью обучающихся.
  • Организация творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов, гимназических олимпиад, предметных недель творчества.

Переговорная площадка

В основной и старшей школах работает переговорная площадка, которая организована с целью единого подхода учителей к формированию метапредметных результатов учащихся. Площадка проводится по запросу любой группы участников образовательного процесса на этапе внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Лаборатория становления и развития ребёнка

Лаборатория становления и развития ребёнка занимается социально-психолого-педагогическими исследованиями процесса развития личности учащегося. Создается отдельно на каждой ступени образования. Объединяет работу учителей, классных руководителей, работающих на данной ступени, психолога, школьного врача, библиотекаря, заместителя директора по воспитательной работе, учащихся этой ступени и их родителей.

Основная цель работы лаборатории становления и развития ребёнка – апробация и внедрение механизмов единодействия, эффективно влияющих на развитие социально-адаптированной личности.

Школа молодого специалиста

Основной целью Школы молодого специалиста является планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, оказание методической помощи в профессиональной деятельности, социальная адаптация молодых специалистов, организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых педагогов.  

Методическая служба

Таким образом, модель МС представляет собой систему подразделений, которые находятся во взаимодействии и подчинении методическому совету. Структурные подразделения работают в соответствии с планами, утвержденными директором, поэтому они находятся в тесном единстве. Решая вопросы, связанные с реализацией общей методической темы, проводят анализ своей деятельности, определяют наиболее благоприятные формы профессиональной переподготовки, разрабатывают систему оценки деятельности педагогического коллектива по реализации задач, стоящих перед методической службой.