Универсальные учебные действия
Выделяются следующие виды универсальных учебных действий:
- познавательные:
- общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
- постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
- коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
- регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана;
- личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- знаково-символические действия : моделирование и преобразование модели.
Из них познавательные, коммуникативные и регулятивные отражены в ФГОСе.
В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 24.01.2019г. № 25-мр «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области в 2019 году» обучающиеся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска третий год принимают участие в региональной диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности.
В диагностике приняли участие 50 семиклассников гимназии, что составляет 100% от всех обучающихся 7 класса.
Задание выполнялось обучающимися самостоятельно, вне уроков. Продуктом проекта являлась презентация, которую каждый участник прикрепил в автоматизированной системе сопровождения диагностики. Самостоятельно разместили презентации в автоматизированной системе 33 обучающихся (66%), 17 обучающихся (34%) – в гимназии.
Каждая презентация оценивалась региональными экспертами по восьми критериям по дихотомической шкале, с выбором «да/нет».
В таблице № 1 представлены показатели по критериям в сравнении с регионом и городом
№ | Критерии оценивания | Результат, % | Результат, % | Результат, % |
гимназия | город | регион | ||
1 | Указана тема проекта | 100 | 97 | 96 |
2 | Указано не менее двух обоснований для вывода | 72 | 60 | 55 |
3 | Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями | 52 | 50 | 44 |
4 | Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован) | 78 | 70 | 63 |
5 | Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет | 72 | 67 | 57 |
6 | Слайды (кроме титульного) содержат заголовки | 90 | 89 | 87 |
7 | Выполнены рекомендации к оформлению презентации (выдержаны шрифты, цветовое решение, количество слайдов) | 70 | 75 | 76 |
8 | Удержана задача диагностики | 64 | 54 | 47 |
По всем критериям результаты обучающихся гимназии выше городских и областных.
Самые высокие результаты по критериям 1 и 6, что позволяет сделать вывод о высоком уровне сформированности коммуникативных УУД в области использования информационно-коммуникационных технологий, в частности умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникативных учебных задач, в том числе: создание презентаций, являющееся одним из элементов приобретаемого опыта проектной деятельности, а также регулятивных УУД, таких как «умение….осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований (п.1.2.4. ПООП ООО).
По критериям 2,4,5,7 результаты выше 70%, что свидетельствует о среднем уровне сформированности следующих УУД:
— умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение);
— умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов (п.1.2.4 ПООП ООО);
— культура пользования источниками информации в соответствии с законом об авторском праве;
— умение правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации.
Самый низкий результат обучающиеся показали по критериям 3 (52%) и 8 (64%). Меньше половины обучающихся испытывают трудности при создании письменных «клишированных» и оригинальных текстов с использованием необходимых речевых средств и определении критериев правильности (корректности) выполнения учебной задачи.
Выводы:
- В региональной диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности обучающиеся 7 классов гимназии показали результаты выше городских и областных.
- По всем критериям показатели сформированности находятся в диапазоне 52-100%.
- Меньше половины обучающихся испытывают трудности при создании письменных «клишированных» и оригинальных текстов с использованием необходимых речевых средств и определении критериев правильности (корректности) выполнения учебной задачи.
Предложение:
На заседаниях предметных кафедр проанализировать результаты региональной диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в рамках проектной деятельности. Спланировать работу учителей-предметников по формированию универсальных учебных действий обучающихся на второе полугодие 2019-2020 учебного года с учетом результатов диагностики.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ю.А. Суетина