«Профилактика агрессивного поведения учащихся»
(Советы психолога родителям)
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,
– значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
Вопрос для обсуждения: Кому нравится жить в мире агрессии, чтобы его окружали агрессивные люди?
В этом вопросе все единодушны. Но когда дело касается воспитания собственных детей, каждый решает эту проблему по-своему. Почти все родители начинают воспитание своих детей с формирования позитивных качеств личности доброжелательности, доверия к людям и т.д. Но как только наш ребенок сталкивается с проявлениями агрессии в его адрес, чему мы учим нашего ребёнка? Давать сдачи. И он начинает давать сдачи, сначала в ответ на физическую агрессию, потом в ответ на обзывание…. Что же нам делать? Ведь никто не хочет, чтобы его ребёнок был постоянно в роли жертвы.
Психологи определили непосредственную связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
- Если строго наказывать ребёнка за любое проявление агрессивности, то он учит скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
- Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка также приводит к формированию агрессивных черт личности. Тренировка агрессивности.
- Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы и вспышки гнева. Ребёнок ничего не должен добиваться капризами и агрессивными вспышками.
- Для того чтобы не допустить или устранить нежелательные проявления у ребёнка, необходимо уделять больше внимания ребёнку, установить тёплые, дружеские отношения. Но на определённых этапах и в определённой ситуации проявлять твёрдость и решительность. Метод «светофора».
Для профилактики проявления агрессивного поведения у ребёнка родителям совместно с педагогами необходимо решить следующие задачи:
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
- формирование позитивных качеств личности таких как доброта, эмпатия, самоуважение.
Рекомендации родителям.
Если ваш ребёнок проявляет признаки агрессивности:
- Проанализируйте внутрисемейные отношения, ведь зачастую поведение ребёнка – зеркальное отражение атмосферы в семье.
- Проследите за тем, чтобы агрессивное поведение не поощрялось окружающими, чтобы ребёнок не получал видимой выгоды от агрессии.
- Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, которые имеют высокий уровень агрессии.
- Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
- Поясняйте ребёнку, что помимо агрессивных действий есть множество других способов разрешения любых конфликтов (при этом рассказы подкрепляйте собственным поведением).
Чтобы ваш ребёнок не стал объектом агрессии, учите детей не позволять себя обижать:
- Не бояться агрессора, держаться уверенно;
- Постараться сохранять спокойствие, говорить медленно, чётко и твердо;
- Не грубить в ответ и не драться;
- Использовать следующие стратегии поведения
- твёрдо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;
- пошути в ответ;
- спокойно уйди (не убегай);
- обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.
Педагог-психолог Бразгина О.В.
Как помочь ребенку стать успешным в учебе?
Довольно часто в семьях между родителями возникают споры по поводу того, надо ли помогать детям учиться. Кто-то считает, что помогать нужно, потому что современная школьная программа очень сложная, кто-то уверен в том, что ребенок должен делать все сам.
Конечно же, выполнение домашних заданий – это обязанность ребенка, а обучение детей – это обязанность учителей. Однако в наше время без помощи родителей хорошего результата в учебе достичь трудно.
Когда у ребенка появляются серьезные проблемы с успеваемостью, родителей приглашают в школу. Позиция некоторых мам и пап ставит в тупик. Приходится слышать: “Я много работаю, мне некогда следить за его учебой” или “Ну не буду ;е я вместо него делать уроки”. А бывает, что родители намают в присутствии педагогов отчитывать своего ребенка, ли просто говорят: “Я не знаю, что мне с ним делать”. Так хочется спросить: “Позвольте, разве это не ваш ребенок?”
Кто-то из родителей может возразить: “Давайте каждый будет заниматься своим делом. Мы же не зовем учителей помогать нам дома готовить ужин или работать за нас на работе”. Но ведь никто не говорит, что родители должны вместо учителя учить ребенка чтению, письму или решению задач. Их помощь должна заключаться совсем не в этом.
Воспитываем примером
Начнем с того, что дети усваивают ценности и установки, принятые в семье, в т. ч. отношение к учебе. Сегодня многие родители озадачены тем, как приучить ребенка читать. Однако часто ли ребенок видит своих родителей читающими книги, особенно качественную художественную или научно-популярную литературу? Читают ли родители ребенку вслух или, как только он научился складывать буквы в слова, предоставляют ему возможность приобщаться к книгам самому? В раннем детском возрасте ребенок еще технически не способен прочесть ничего интереснее «Репки», а ему как раз пора узнать о волшебной жизни Муми-тролля, о шалостях Карлсона и Пеппи, пережить интересные приключения вместе героями Носова и Драгунского. Только открыв ребенку и разделив с ним ни с чем не сравнимую прелесть чтения, этого универсального рецепта от скуки, можно привить ему любовь к книгам.
Часто родителей возмущает, что ребенок ничем не интересуется. А чем они интересуются сами? Могут ли они показать пример увлеченности, заразить своими интересами сына или дочь? Воспитатель в детском саду говорит, что у ребенка бедный словарный запас и узкий кругозор. А бывает ли ребенок вместе с родителями на познавательных экскурсиях, в музеях, на выставках? Если не бывает или бывает редко, то плохо. Ведь только так можно развить у ребенка потребность в познании, сделать процесс обучения интересным и тем самым помочь ему учиться.
Мотивируем к учебе
Иногда можно услышать, как родители мотивируют своих детей к учебе: “Учись, чтобы потом зарабатывать много денег” или “Закончишь школу с плохими оценками – пойдешь работать дворником”. Но ведь то, что делается по необходимости, а не по внутреннему побуждению, быстро становится скучной обязаловкой, от которой в итоге не будет никакой пользы. Итак, что же конкретно могут сделать родители для своего ребенка-школьника? В чем должна заключаться их помощь в учебе?
В первую очередь родители должны сделать так, чтобы у ребенка было желание идти в школу. К сожалению, иногда они заранее формируют у малыша негативную установку: “Ничего, скоро кончится твое беззаботное детство”, “Вот пойдешь в школу, хлебнешь”. Или запугивают: “Не хочешь буквы учить – станешь двоечником”. Или критикуют: “Как же ты, такой копуша (неряха, лентяй, балбес), будешь в школе учиться?!”. Малыш еще и в школу не начал ходить, а уже усвоил: добра от нее не жди.
Понятно, что все эти слова объясняются стремлением родителей помочь своему ребенку, желанием уберечь его от неудач. Однако так они, к сожалению, могут как раз эти самые неудачи запрограммировать, поскольку порождают у ребенка неуверенность в своих силах и негативные ожидания от школы.
Конечно, не следует обещать малышу золотые горы, но и запугивать его не нужно. Самое лучшее – дать ему понять, что в школе он узнает много нового, что там он встретит новых друзей, а если ему будет трудно, учителя и родители будут рядом и обязательно помогут.
Готовим к школе
Родители ребенка-дошкольника должны в первую очередь создать условия для развития у него личностных качеств и способностей: восприятия, внимания, мышления, мелкой моторики, – которые необходимы для успешного обучения в первом классе. Помочь в этом могут развивающие игры, рисование, лепка, конструирование, чтение вслух.
Некоторые родители говорят: “У нас не хватает времени на занятия с ребенком!”. Однако время при желании всегда можно найти: по пути в детский сад, в очереди к врачу, во время прогулки. Не нужно забывать, что с помощью самых простых игр можно развить у ребенка логическое мышление, словарный запас, память и творческие способности, причем этот процесс может принести обоюдное удовольствие.
Не менее важно, чтобы у ребенка были желание общаться и опыт взаимодействия со сверстниками. От того, сможет ли он ладить с одноклассниками, будет зависеть его эмоциональное состояние, отношение к школе, а значит, и успешность в обучении.
Обычно детям, посещавшим детский сад, легче выстроить отношения с ребятами в школе. А если ребенок не ходил в детский сад? Хорошо, когда у родителей есть возможность путешествовать, посещать родственников, знакомых, общаться с другими семьями, в которых тоже растут дети. Важны также совместные походы в магазин, в кафе, в кино, где ребенок учится себя вести в различных коммуникативных ситуациях…
Вот такой багаж может помочь собрать ребенку в школу каждый любящий родитель. И для этого не нужно ни высшего образования, ни специальных знаний, достаточно желания интересно, весело и с пользой проводить время со своим ребенком.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ, СЛУШАНИЕ АУДИОКНИГ С ДЕТСКИМИ СКАЗКАМИ И РАССКАЗАМИ ПОМОГАЮТ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, РАЗВИТЬ У НЕГО СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ВНИМАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.
Учим учиться
Но вот ребенок уже и школьник. Вместе с первыми радостями появились и первые трудности, неудачи, слезы. В начале школьной жизни без помощи мамы и папы ему просто не обойтись. Как и все, что сначала ребенок не умеет делать совсем, затем делает с помощью взрослого и только спустя какое-то время сам, учеба не будет для него проблемой, если научить его правильно учиться. Родители, которые не пожалеют времени и сил в начале пути, потом не будут сетовать на то, что дома каждый день скандал “из-за этих уроков”.
“Ты часто рассказываешь о школе родителям?” – такой вопрос психолог задает каждому первокласснику. И часто слышит в ответ: “Вообще не рассказываю” или “Рассказываю, что я сегодня получил” (имеются в виду оценки, наклейки, звездочки и другие знаки отличия). Родители редко спрашивают о том, как прошел школьный день: что было интересного, удивительного, веселого, грустного в классе, с кем ребенок играл. Им, как правило, подавай успехи, а если сегодня их нет? В результате дети привыкают не делиться с родителями своими школьными делами, особенно трудностями, и значит вовремя не получат от них поддержку и помощь.
Часто родители забрасывают своих детей в школьную жизнь, как в воду, – авось выплывет. Сашу, например, с продленки забирают только в шесть вечера, хотя мама не работает. А что, очень удобно: здесь с ним и уроки сделают, и покормят, и погуляют. Ничего, что он в школе с девяти утра, для него это только полезно-быстрее станет самостоятельным…
Маша пришла на урок труда с неподточенными цветными карандашами, а Вера – без клея и ножниц. Учитель, разумеется, не доволен, а у девочек возникает чувство тревоги, страха, ощущение своей неуспешности, которое в будущем может стать хроническим. Первоклассник не в состоянии без помощи мамы или папы приготовить все необходимое к урокам, вовремя прийти в школу. И собирать правильно портфель его сначала надо научить, делая это вместе с ним (но не вместо него!). А еще нужно помочь ему организовать рабочее место (письменный стол), подсказать, какой урок лучше сделать сначала, а какой потом, похвалить за старание – иногда авансом.
ПОМОГАЯ ПЕРВОКЛАССНИКУ ГОТОВИТЬ ДОМА УРОКИ, НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ И ТЕРПЕЛИВЫМ. НЕ СЛЕДУЕТ ЕГО РУГАТЬ ИЛИ ДЕЛАТЬ ЗАДАНИЕ ЗА НЕГО. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ ВРЕМЯ И СИЛЫ, ОТВЕТСТВЕННО ОТНОСИТЬСЯ К УЧЕБЕ.
Контролируем и советуем
Кстати, о подготовке к экзаменам. “С какой стати мама стала проверять мои тетрадки?! Я с первого класса училась без ее помощи!” – возмущается одиннадцатиклассница. Такое бывает довольно часто: родители, пустившие с самого начала образование ребенка на самотек, вдруг спохватываются в выпускном классе. Тревога и страх заставляют их резко усилить контроль, ужесточить требования к оценкам. В резуль¬тате отношения между родителями и ребенком ухудшаются, обстановка в семье становится напряженной. Как же быть?
Прежде всего, родителям нужно успокоиться. Запугиванием и руганью ребенку не поможешь. А чем можно помочь? Заранее выбрать предметы для сдачи на экзаменах, чтобы было достаточно времени на подготовку. Обеспечить ребенка необходимыми справочными материалами, найти образовательные интернет-ресурсы с экзаменационными заданиями и интерактивными тренажерами. Узнать в школе график занятий по подготовке к экзаменам и убедить ребенка добросовестно их посещать. Обеспечить ребенку полноценное и богатое витаминами питание и спокойную домашнюю обстановку. И наконец, верить в него и вселять ему веру в себя.
Эти советы касаются непосредственно обучения. Однако родители должны вносить свой вклад и в отношения ребенка с учителями и одноклассниками, ведь чем более благоприятными и позитивными они будут, тем легче ребенку будет учиться.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ ОТНОСИЛИСЬ К ШКОЛЕ НЕ КАК К УЧРЕЖДЕНИЮ, ГДЕ ОКАЗЫВАЮТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ, А КАК К МЕСТУ, ГДЕ ПРОХОДИТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ИХ РЕБЕНКА.
Но родители ни в коем случае не должны при ребенке их резко критиковать или ругать. Поступая так, они зарождают в ребенке негативизм и недоверие, отнюдь не помогающие ему в учебе. Лучше не пожалеть времени, прийти в школу и спокойно обсудить возникшие проблемы с учителем или, при необходимости, с администрацией.
А если конфликт возник среди детей? Кто в этом случае, как не родители, должны показать им пример цивилизованного поведения и совместно с педагогами его разумно разрешить? Как правило, в каждом классе находятся родители, которые помогают классному руководителю организовать для ребят интересный досуг: экскурсии, походы в кино и театр, соревнования, праздники. Это очень хорошо. Благоприятные межличностные отношения в классе положительно влияют на учебу, поскольку в атмосфере взаимного уважения учиться гораздо легче.
Итак, успешность детей в школе во многом зависит от родителей – их личной заинтересованности и готовности помочь в трудной ситуации. Помощь необходима на всех этапах обучения: и в начальной школе, когда, собственно, надо “дать старт” на долгий школьный путь, и когда ребенок сталкивается с проблемами в средней школе, и, конечно, в старших классах перед выпускными экзаменами. И не нужно на это жалеть ни времени, ни сил, ведь вклад в образование детей – самое выгодное и мудрое вложение.